Борис Семенович Якоби

Именно от Якоби больше всего ждали успехов в этом направлении. Об этом ярко свидетельствует всеобщее одобрение, встретившее доклад Якоби на съезде Британской ассоциации естествоиспытателей (август 1840 г.), куда были приглашены многие видные ученые [Л. 16].
Доклад этот, называвшийся «Об основах электромагнитных машин», был опубликован в целом ряде научных журналов [Л. 17]. Ко времени съезда Ассоциации Якоби удалось лишь и 3—4 раза повысить мощность двигателя и значительно упростить генератор. Но и эти результаты
произвели большое впечатление.
Отправляясь за границу, Якоби имел задание ознакомиться с работами по электромагнетизму, и он убедился, что результаты, полученные в России, значительно превосходят все то, что было достигнуто за рубежом, где также проводились опыты по практическому применению электромагнетизма.
И. Ф. Крузенштерн в своем донесении (январь 1841 г.) Уварову писал: «Г. Якоби во время своего путешествия по Англии и Германии, предпринятого с высочайшего соизволения, имел, согласно изустного его донесения, неоднократно случай убедиться в том, какую важность и высокое значение в обеих странах и в Америке придают практической стороне электромагнетизма и сколь большие усилия, поддерживаемые значительными денежными пожертвованиями и обширными техническими средствами, употребляют там для достижения цели. Но вместе с тем он убедился и в том, что сколь ни велики в чужих краях успехи по этой части, они, однако, уступают достигнутым у нас еще в 1839 г. результатам, хотя, может быть, употребленные в Англии и Америке системы отличаются большею простатою. Общее внимание света, присовокупляет г. Якоби, обращено в этом деле на Россию, которая уже столь часто явила себя щедрою покровительницей и споспешествовательницею ученых предприятий. В России уже сделано одно важное, принятое со всеобщим одобрением открытие в области прикладного гальванизма 8. От нее в праве ожидать также соответственных успехов и по части движения машин» [Л. 14, л. 3].
Однако, прошло свыше трех лет со времени учреждения Комиссия, а задание, которое на нее возложили, было еще далеко не выполнено. Еще не могло быть и речи о широком применении электродвигателя. Сомнения, зародившиеся в Комиссии в 1838 г. после первого испытания электродвигателя, теперь усилились. Перед Комиссией стоял вопрос о целесообразности ее существования.
Но прежде чем вопрос о ликвидации Комиссии был окончательно решен, Якоби, как говорится в цитированном донесении Крузенштерна, «убежденный в важности предмета», приложил «все свое старание и труды на то, чтобы достигнуть этой цели хотя бы приблизительным образом».
Но ни усилия Якоби, ни затраченные большие по тому времени средства не привели да и не могли привести к успешному разрешению задачи. Комиссия в следующем своем донесении (декабрь 1842 г.) должна была констатировать, что желанных результатов добиться оказалось невозможным, и она предложила «прекратить временно действия свои впредь до открытия какого-либо нового пути, могущего вести к усовершенствованию приложения электромагнитной силы к движению судов» [Л. 14, л. 122].
В течение всего этого периода сам Якоби работал, и весьма успешно, над другими задачами практического применения электрической энергии. Тем не менее он не хотел оставлять исследований в области электродвигателя.
Эти исследования носили чисто научный характер и ощутительных результатов от них можно было бы ожидать лишь в неопределенном будущем, кроме того, они требовали систематического расходования средств и поэтому уже не интересовали царское правительство, близоруко рассчитывавшее на получение от электродвигателя немедленного коммерческого материально-технического эффекта.
Правительство было значительно более заинтересовано в реализации другого изобретения Якоби — гальванопластики. В связи с этим было решено прекратить деятельность Комиссии. Гребное судно, на котором были произведены опыты с электродвигателем Якоби, было передано в
Адмиралтейство «для хранения, впредь до востребования» [Л. 9, № 7, л. 181], «письменные дела» поступили в Архив Академии наук 9, а «инструменты и прочие принадлежности» — в физический кабинет Академии. Якоби, однако, и в дальнейшем в течение еще многих лет продолжал свои изыскания, неизменно наталкиваясь на непреодолимое препятствие, которое, по его словам, заключалось в том, что «химическая энергия в настоящее время дороже механической». [Л. 18]. Он был убежден, что наука с этим препятствием справится и его преодолеет. Еще до ликвидации Комиссии в январе 1842 г. в докладе, носящем название «О моих работах по электромагнетизму в 1841 г.», Якоби выражал уверенность, что ему удастся разрешить свою задачу, хотя бы «приблизительным образом», так как считал, что «работу над механической частью, в частности, над механизмами для передачи движения почти законченной». Но... «иначе обстоит дело с возбуждением гальванической деятельности, являющейся источником этой силы».
Сознавая, что «цинк является слишком дорогим», Якоби приходит далее к такому выводу: «надо будет приложить старания к тому, чтобы найти способ для получения более дешевого пути и тем самым обеспечить будущее этих (электромагнитных) машин» [Л. 18, стр. 95, 96].
Несмотря на то, что в течение пяти лет Якоби не удалось разрешить поставленной задачи, он никогда не сомневался в целесообразности начатых исследований, к каким бы разочарованиям они подчас не приводили. «На одном пункте, — подчеркивал он, — необходимо стоять твердо и неуклонно — я имею в виду дальнейшее развитие науки. Дайте нам только время».

8 Имеется ввиду изобретение гальванопластики.—М. Р
9 Они и составляют многократно цитированный фонд 44.
Страница 8 из 14«««456789101112»»»
Опубликовано: 27 Ноября, 2014  23:28 Просмотров: 8395 Печать
Поделиться
Значки
Быстрый выбор издания
Поиск по сайту
Поиск по оглавлениям журналов