Борис Семенович Якоби

На этот раз «электроход»4 обратил на себя всеобщее внимание. Как видно из доклада Николаю I, в испытании судна, приводимого в движение двигателем Якоби, принимал участие глава флота генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич 5, а также министр просвещения и президент Академии наук Уваров.
Испытание «электрохода» а этом году производилось неоднократно и одно из них довольно пространно описано в газете «Северная пчела», уделившей этому событию специальную статью, носящую название «Новые успехи на поприще электромагнетических опытов и радостные надежды в будущем». Хотя автор статьи 6 и не был компетентен в вопросах учения об электричестве и его практического применения, однако, сообщил немало любопытных данных, проливающих свет на обстановку, в которой работал Якоби.
 «Квартира г. Якоби, на Васильевском Острову, в доме Парланда № 30, на берегу Невы, между 16 и 17 линиями, это точно жилище волшебника. Везде стоят машины и аппараты самого простого и удобного свойства, в по прикосновению волшебного жезла, вдруг все машины движутся, мечут искры, плавят металлы! От прикосновения другим концом жезла (сила положительная и отрицательная) все мертвеет. Любопытно и поучительно! В средние века фанатики сожгли бы г. Якоби, а поэты и сказочники выдумали бы об нем легенду, как о Фаусте.
В наше время мы не сожжем его, а согреем чувством признательности за его полезные труды и, вместо легенды, скажем правду, а именно, что г. Якоби, сверх учености, отличный человек во всех отношениях и что наука, вправе от него надеяться много, потому что в нем нет педанства, а истинная, пламенная страсть к наукам и столь же пламенное желание быть полезным гостеприимной и благодарной России» [Л. 15].
Оставляя в стороне примитивное содержание и стиль сообщения, следует отметить, что автор его в характеристике дальнейших перспектив изобретения электродвигателя пользовался, по-видимому, сведениями, предоставленными самим Якоби. На это указывает осторожность автора, когда речь идет о «надеждах насчет электромагнитической силы». Вспомним, что Якоби не говорил о немедленной замене паровой машины электродвигателем. Именно этим объясняется то, что автор статьи, написанной в восторженном тоне, счел нужным поместить такой абзац: «Позволяем себе сделать здесь несколько замечаний. Наше время, проникнутое промышленными выгодами, отличается преувеличениями и неумеренными ожиданиями.
Мы часто забываем, что во всем должно руководствоваться надлежащею мерою, хотя лодка, о которой было говорено, совершает при умеренной скорости только от четырех до пяти футов в секунду, однакоже многие высказывают свои надежды насчет электромагнитной силы и именно в том отношении, что она вскоре вытеснит пароходство, как будто два предмета сии не могут жить мирно друг подле друга и как будто одно открытие должно непременно уничтожить другое. Пар подобен старому, поседевшему и окрепнувшему в битвах исполину, который оказывает невероятные услуги общественному развитию нашего времени; электромагнетизм—дитя, в телосложении которого проявляется зародыш исполинской силы. Не согласно было бы с законами природы, если бы это дитя внезапно преобразовалось в исполина» [Л. 15].
Это прямо противоречит утверждению американского научного журнала о том, что «ребенок сразу рождается, гигантом».
На электромагнитную машину и, в особенности, на опыты Якоби возлагались самые смелые надежды. В этом отношении чрезвычайно характерным является письмо М. Фарадея к Якоби, датированное августом 1839 г. Фарадей писал: «Я душевнейшим образом желаю, чтобы ваши большие труды получили высокую награду, которую они заслуживают... Как подумаю только об электромагнитной машине на Great Western или British Queen 7 и отправке их этим способом в плавание по Атлантическому океану или даже в Ост-Индию! Какое это было бы славное дело». [Л 14, № 1, л. 129].
А практика показала, что электродвигатель поистине находился в младенческом возрасте. Как ни утешительны были для Комиссии результаты, которых добился Якоби в течение года, после первого испытания его машины, все же и новые успехи не намного двинули вперед решение основной задачи: наглядно показать пригодность электродвигателя в техническом и экономическом отношении для практических целей. Понадобилось еще три года, чтобы окончательно убедиться в том, что эту задачу нельзя решить средствами, которыми пользовались исследователи того времени. Однако, прийти к такому выводу означало отказаться от самого заманчивого, что сулило практическое применение электрической энергии — создать двигатель, который был бы свободен от дефектов, присущих известным до того двигателям. Упорству изобретателей содействовало также то, что результаты, полученные в других областях электротехники, превзошли во многих случаях самые смелые надежды. Так, например, к 40-м годам XIX столетия можно было говорить об электрической телеграфии, стоявшей уже на прочной базе.
Изобретение Якоби гальванопластики, блестяще оправдавшейся на практике, вызвало восхищение во всем мире. Изыскания Якоби в области электроминного дела также увенчались успехом. Но наиболее дальновидным умам, и в первую очередь Якоби, было ясно, что все это только частные вопросы, и о новой промышленной эре можно будет говорить только в случае разрешения проблемы электрического генератора и электрического двигателя.
Выдающаяся роль трудов Якоби в этой области заключалась в том, что именно в первой половине XIX столетия перед наукой и техникой были уже поставлены вопросы промышленного использования электроэнергии для двигательной цели в универсальном смысле, и выдвинуты задачи создания соответствующих запросам промышленности и транспорта электрических генераторов и двигателей.

4 Такое название часто встречает я в бумагах цитированных фондов.
5 «Главе» военно-морского флота тогда едва минуло двенадцать лет и его «личное участие в опыте», как пишет Уваров, выразилось в том, что он «сделал прогулку на магнетическом ботике» [Л. 14, л. 32].
6 Она принадлежит, по-видимому, редактору и издателю этой газеты Ф. Булгарину — статья подписана его инициалами.
7 Крупные суда того времени. — М. А

Страница 7 из 14«««34567891011»»»
Опубликовано: 27 Ноября, 2014  23:28 Просмотров: 8339 Печать
Поделиться
Значки
Быстрый выбор издания
Поиск по сайту
Поиск по оглавлениям журналов