Борис Семенович Якоби

Донесением Комиссии Уваров был настолько доволен, что готов был уже придать ему широкую огласку в печати, однако, запросил мнение Крузенштейна, не следовало ли бы напечатать этот документ в «С.-Петербургских Ведомостях». Крузенштерн, считая целесообразным воздержаться от широкой публикации донесения Комиссии, со своей стороны предложил Якоби составить для газеты лишь краткий отчет [Л. 12], а полный текст донесения «без всякой перемены напечатать в «Журнале Министерства народного просвещения», что и было сделано.
Первые опытные испытания электродвигателя некоторым образом превзошли ожидания самой Комиссии. «В противоположность первоначальному плану,—отмечается в донесении,—по которому предположено было производить опыты на тихой воде, удалось совершить плавание на
самой Неве и даже против течения» [Л. 13, стр. 9].
Но эти же опыты воочию показали и то, что до намеченной цели еще далеко. Главный недостаток двигателя Якоби заключался в его ничтожной мощности, равной всего ¼ л. с. Якоби, однако, считал возможным довести мощность своего двигателя до ½ л. с, что и было отмечено в донесении: «Якоби, основываясь на прежних опытах, твердо был убежден получать силу по крайней мере в ½ лошади, между тем как доселе едва удалось получить ¼ лошадиной силы» [Л. 13, стр. 14]. Однако, в донесении указывалось, что о практическом применении электродвигателя в судоходстве можно говорить, лишь имея машину мощностью в 40 л. с.
Комиссия не скрывала и других трудностей чисто технического характера. Выявился ряд дефектов как в самом двигателе, так и в генераторе, главным из которых была их громоздкость. Несмотря на это, Комиссия твердо считала, что опыты следует продолжать: «Комиссия считает нужным изложить наперед свое мнение о том, должно ли, судя по сделанным доселе опытам, отказаться от надежды пользоваться электромагнетизмом, как двигательной силою, и можно ли полагать, чтобы избранная доныне конструкция и расположения были именно такие, которые дают наибольшее действие и далее которых нет уже возможности перейти при настоящей степени наших познаний? Комиссия имеет полное основание отвечать на этот вопрос отрицательно» [Л. 13, стр. 14]. В донесении подчеркивалось, что «бывает чрезвычайно редко, чтобы машина с первого раза исполнила то, чего от нее ожидают».
За год работы были достигнуты и несомненные успехи, которые были особо отмечены. «Хотя главное внимание и было устремлено на практическую сторону открытия, но она, как уже следует из высочайше утвержденного состава ее, должна была иметь в предмете и научную сторону, тем более, что действовала на почве, почти невозделанной до того времени. Этою-то научною стороною предмета, которая и должна быть впредь основанием всякому практическому приспособлению нового двигателя, занимались со взаимной ревностью профессор Якоби и академик Ленц, и Комиссия поставляет себе в удовольствие засвидетельствовать, что исследования их более и существеннее послужили к объяснению количественных отношений электромагнетизма, нежели другие какие-либо опыты новейшего времени» [Л. 13, стр. 13].
Испрашивая разрешение на дальнейшие опыты и расходы, связанные с ними, Комиссия соблюдает исключительную осторожность, указывая, что опыты ближайшего года покажут, можно ли будет, устранив обнаруженные дефекты, приступить к сооружению судна, хотя бы на 10 л. с, или же «предоставить другому благоприятнейшему времени объяснение сущности этих сил природы, которые для нее (Комиссии.—М. Р.) еще должны были остаться неразгаданными и неупотребительными в пользу» [Л. 13, стр. 16].
Дальнейшие исследования оказались не безрезультатными. Якоби действительно удалось усовершенствовать свой двигатель, увеличив в несколько раз его мощность, и значительно упростить конструкцию генератора. В донесении Уварову, датированном 21 августа 1839 г., Крузенштерн писал: «По введении значительных улучшений в употребленной в прошлом году машине, занимающей только весьма мало места, оказалось, что избранная в ней конструкция имеет большое преимущество перед всеми другими, доселе изготовленными для опыта моделями.
Сила ее увеличилась не только вдвое... но даже втрое и вчетверо, и 8 числа сего месяца с гребным судном, на котором находилось 11 человек, удалось достигнуть скорости четырех верст в час, причем новоупотребленная батарея едва занимала шестую долю прежнего ее пространства» [Л. 14].
Страница 6 из 14«««2345678910»»»
Опубликовано: 27 Ноября, 2014  23:28 Просмотров: 8338 Печать
Поделиться
Значки
Быстрый выбор издания
Поиск по сайту
Поиск по оглавлениям журналов