Борис Семенович Якоби

В заключительных же строках он указывает и на вполне определенную область применения нового двигателя, а именно на судоходство, «чтобы мое новое отечество,— замечает он,—с которым я уже связан многими узами, не лишилось славы сказать, что Нева раньше Темзы или Тибра покрылась судами с магнитными двигателями» [Л. 4, стр. 239].
Записка Якоби была составлена им в Дерлте и датирована 27 мая 1837 г. [Л. 9]. Ровно через месяц после этого Уваров доложил о ней Николаю I. Уваров подчеркивает, что речь уже идет по крайней мере... о замене паровой машины новым двигателем: «Открытие, или правильнее сказать, приложение новой силы, доселе еще не измеренной, но существенной в своих последствиях, электромагнетизма, начинает обращать повсюду на себя особенное внимание и любопытство. Ближайшим результатом сего приложения была бы замена паровой машины другою более верной, менее опасной и почти никаких издержек не требующей» [Л. 9, № 1, лист 4].
Тут же Уваров, ссылаясь на газетные сообщения, указывает, что за границей (в Северной Америке)
делаются опыты применения электродвигателя к судоходству и добавляет, что этот двигатель «с равным успехом» может быть применен «к каждой части машинного производства». В принципе,—писал Уваров,—проблема эта решена, но для практического осуществления новой идеи требуется «для проверки опытов в большом виде» ассигновать 50 000 рублей, которые будут расходоваться в течение 3—4 лет. Для осуществления этого проекта Уваров предлагает «учредить особый комитет из академиков и разных ученых других ведомств, дабы предварительно рассмотреть наблюдения и планы профессора Якоби и составить полный проект ожидаемых опытов».
Результатом обращения Уварова к Николаю I было назначение «Комиссии для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби». В состав Комиссии вошли вице-адмирал И. Ф. Крузенштерн—председатель, или старший член, как именовался он в протоколах Комиссии, академик Э. X. Ленц, М. В. Остроградский, А. Я. Купфер, П. Н. Фусс, член-корреспондент П. Л. Шиллинг1, корпуса горных инженеров полковник П. Г. Соболевский и корпуса корабельных инженеров капитан С А. Бурачек, назначенный в Комиссию по представлению начальника I лавного морского штаба.
Состав Комиссии, данные ей инструкции и значительные по тому времени кредиты свидетельствовали об особом внимании, которое встретило предложение Якоби, казавшееся высшему начальству весьма близким к практическому осуществлению. С. С. Уваров в письме к И. Ф. Крузенштерну с извещением о назначении его председателем Комиссии, а также в письме, адресованном непременному секретарю Академии наук Н. И. Фуссу, прямо говорит о замене паровой машины «другим удобнейшим, безопаснейшим и несравненно менее издержек требующим снарядом» [Л. 9, № 1, л. 1, 3].
9 июля 1837 г., как видно из протокола, состоялось первое заседание Комиссии, протокол которого вел Э. X. Ленц2. На этом заседании Якоби демонстрировал модель своей машины и, как отмечалось в донесении Комиссии, члены Комиссии (на заседании присутствовали Шиллинг,
Фусс, Остроградский, Соболевский и Ленц) «удостоверились в успешном действии» [Л. 9, № 1, л. 16]. После этого Якоби огласил текст своей записки Уварову,«содержащей полное изложение выгод, которыми машины сего рода отличаются перед прочими», подчеркнул, что «ныне наступила пора к употреблению всех усилий для практического приспособления сего нового движителя», с чем «члены Комиссии единодушно согласились».
Правительство поручило Комиссии направить усилия к применению электродвигателя для судоходства, сосредоточив все внимание на «приложении сего нового рычага к ботику соразмерной величины» [Л. 9, л. 16]. Таким образом, перед новым органом Академии наук была поставлена не теоретическая, а чисто прикладная задача, и Комиссия в цитированном донесении подчеркивает, что она «озаботилась начертанием ряда предварительных опытов для скорейшего достижения сего практического результата, с устранением на первый случай всех могущих встретиться при том любопытных теоретических задач и соображений». В подтверждение этого в донесении тут же отмечается: «Это казалось тем более необходимым, что с некоторого времени внимание всех просвещенных государств устремлено на приспособление электромагнитной силы к судоходству и что пребывание г. Якоби в отечестве нашем дает нам надежду предупредить в этом отношении успехи иностранных физиков». Правительство в лице Уварова всячески подчеркивало важность и первоочередность этой узкоприкладной задачи, в то время как проблема создания электродвигателя требовала более глубоких научных исследований.
О деятельности Комиссии и работах Якоби Уваров, как это видно из бумаг3, входящих в Архив министерства народного просвещения, неоднократно письменно докладывал царю.
Вскоре работы Якоби стали предметом всеобщего внимания. П. Н. Фусс в годовом отчете Академии наук [Л. 10], читанном им 29 декабря 1837 г., говоря о важнейших работах мировых ученых в области электричества, особенно выделял труды Якоби. Об исследованиях Якоби и о надеждах, которые на них возлагаются, узнала и широкая публика. Примерно через год после начала регулярной деятельности Комиссия представила министру донесение, в котором содержался отчет о работе Комиссии, завершившейся испытанием электродвигателя. Опыт показался Комиссии вполне удачным, и донесение начиналось следующими словами: «Комиссия, учрежденная по высочайшему повелению для устройства судна, приводимого в движение электромагнитной силой, разрешила некоторым образом свою задачу тем, что 13 сентября произведен был на Неве первый опыт подобного плавания—опыт, впоследствии неоднократно повторенный» [Л. 11].

1 Изобретателю электрического телеграфа П. Л. Шиллингу принять участие в работе Комиссии не пришлось — он умер 25 июля (ст. ст.) 1837 г. и присутствовал только на первом заседании (9 июля).
2 Сохранившийся экземпляр протокола написан рукой Ленца [Л. 9, № 1, л. 11—12].
3 Копии (заверенные) этих документов были сняты в 1901 г. сыном Б. С. Якоби Н. Б. Якоби, тщательно собиравший материалы, относящиеся к деятельности его отца. Материалы эти в 1933 г. были приобретены Академией наук СССР у детей Н. Б. Якоби и переданы в архив Академии Наук СССР (см. «Архив истории науки и техники» вып. 4, статью, Л. Б. Модзалевского «Архив акад. Б С. Якоби. Обзор архивных материалов»; в исправленном и дополненном виде обзор этот напечатан тем же автором в «Архиве Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов», т. II, стр. 81—93).
Страница 5 из 14«««123456789»»»
Опубликовано: 27 Ноября, 2014  23:28 Просмотров: 8410 Печать
Поделиться
Значки
Быстрый выбор издания
Поиск по сайту
Поиск по оглавлениям журналов