Борис Семенович Якоби

В записке Якоби подчеркивает прежде всего исключительно важное значение электромагнетизма. «Дело идет об одном из тех редких явлений, о коих всегда с гордостью говорит наука, так как они представляют собой прямой и непосредственный источник общего блага и промышленной пользы». Идеей практического применения достижений науки проникнута вся деятельность Якоби и особенно ярко эта идея выступает в его исследованиях в области электромагнетизма.
«... То громадное влияние, которое оказали механические двигатели на общественную и материальную стороны жизни,—пишет Якоби,—в настоящее время настолько всеми признано, что изобретение всякого нового двигателя... должно рассматриваться не просто как любопытное открытие, а как событие мирового значения, тем более это относится к тем силам природы, которые до настоящего времени использовались в совершенно других областях» [Л. 4, стр. 231].
Как и все другие изобретатели, работавшие одновременно с ним в этой области, Якоби в качестве генератора электрической энергии применял гальванические элементы. И лишь по прошествии многих лет напряженных, но по существу бесплодных изысканий ученые убедились в том, что электрохимический генератор экономически не эффективен и для использования в широких промышленных масштабах не пригоден. Но на ранней стадии развития электротехники, когда опыты питания электродвигателя гальваническими батареями только начинались, изобретатели, в том числе и Якоби, видели только достоинства нового генератора. Якоби, например, был убежден, что эксплуатационные расходы, связанные с новым двигателем, будут ничтожны.
Вот, что он писал в разделе, трактующем о «преимуществах» нового двигателя, касаясь «возможности» уменьшения эксплуатационных расходов: «Питание электромагнита гальваническим током происходит за счет взаимодействия веществ, которое имеет место при электрохимическом процессе. Таким наиболее дешевым в настоящее время процессом является применение раствора медного купороса, который, будучи проводником, сам заряжается отрицательным электричеством и на медном полюсе выделяет химически чистую металлическую медь. Мне удалось при некоторых условиях получить плотный слой меди, прекрасно поддающийся ковке; изумительно еще то, что на поверхности этой искусственно полученной меди повторились с замечательной точностью все очертания и углубления, бывшие на поверхности медного электрода как будто бы это был его собственный отпечаток. Вслед затем я повторил опыт с гравированной медной пластинкой и через несколько дней получил на отпечатке выпуклые черточки с такой точностью, которая не могла быть достигнута никаким иным способом. Свободная серная кислота сама заряжаясь положительным электричеством» разлагает цинк и образует раствор сернокислого цинка такой плотности, что для получения цинкового купороса в кристаллах не требуется особого выпаривания.
Сернокислый цинк или цинковый купорос является весьма полезным веществом в красильном деле и других технических производствах... Из вышесказанного следует, что расходы по эксплуатации магнитных машин могут быть сведены к абсолютному нулю» [Л. 4, стр. 235].
В действительности же все оказалось гораздо сложнее. И никто иной, как сам Якоби, был одним из первых, кто это ясно и отчетливо понял. И хотя в 30-х и начале 40-х гг. прошлого столетия подобное заблуждение было всеобщим, все же предпринятые изыскания оказались не совсем бесплодными. Достаточно указать на то, что повышенный интерес к электрохимическому генератору вызвал целый ряд исследований в области гальванических элементов. Вместе с тем опыты с электромагнитными машанами—так назывались ранние электродвигатели—оказали огромное влияние на развитие учения об электромагнетизме. И в этом отношении Якоби, как увидим ниже, принадлежат большие заслуги. Кроме того, с опытами построения электродвигателей связаны так же и другие достижения Якоби.
В своей записке к Уварову Якоби особенно подчеркивает преимущества и выгоды нового двигателя. «В моем двигателе, — пишет он, — отсутствуют все управляющие и регулирующие механизмы, как-то: клапаны, вентили, поршни, полые цилиндры и пр., которые в паровой машине дорого стоят и быстро изнашиваются при работе.
Благодаря этой простоте стоимость двигателя уменьшается и со временем может быть доведена до четверти стоимости паровой машины» [Л. 4, стр. 234].
Он отмечает: «Вследствие отсутствия трущихся частей двигатель почти не подвергается изнашиванию—в нем вращается в подшипниках только один вал, несущий на себе систему подвижных магнитов. В лучших паровых: машинах изнашивание выражается по меньшей мере ежегодно в 10% стоимости... Магнитная машина обладает почти бесшумным действием благодаря тому, что в ней отсутствуют неизбежные в паровой машине сотрясения и удары, столь вредно действующие, в особенности в локомотивах». Якоби пишет далее, что при применении электродвигателя гарантирована «абсолютная безопасность от высоких труб и дыма, которые в паровых машинах являются существенным недостатком». Весьма важным является также и то, что обслуживание двигателя совершенно упрощено: «Двигатель не требует постоянного наблюдения за) собой, он может быть на целые часы и даже дни предоставлен самому себе, его действие остается ровным и спокойным [Л. 4, стр. 234].
На протяжении всей записки Якоби говорит о своей «магнитной машине», как о двигателе вообще.
Страница 4 из 14«««12345678»»»
Опубликовано: 27 Ноября, 2014  23:28 Просмотров: 8336 Печать
Поделиться
Значки
Быстрый выбор издания
Поиск по сайту
Поиск по оглавлениям журналов