Борис Семенович Якоби

В своем труде [Л. 5], в котором изложены основные результаты исследований по электромагнетизму, завершившиеся созданием электродвигателя, Якоби признается, что «не мог сначала отрешиться от идеи получить возвратно-поступательное движение, производимое последовательным притягивающим и отталкивающим действием магнитных стержней, а затем уже превратить это возвратно-поступательное движение в постоянное круговое известным в технике способом» [Л. 4, стр. 150]. Но Якоби одним из первых отказался от этого принципа и уже в 1834 г. построил модель, основанную на принципе вращательного движения.
В ноябре 1834 г. он сообщил Парижской академии наук о своем изобретении. 1 декабря о нем было доложено в заседании Академии, а 3 декабря это сообщение было опубликовано [Л. 6]. Якоби так описал свою конструкцию: «Аппарат состоит из двух групп по восемь стержней мягкого железа, длиной по 7 дюймов и толщиной в 1 дюйм. Обе группы стержней располагаются на двух досках под прямым к ним углом и симметрично одна по отношению к другой, таким образом, чтобы полюсы приходились один против другого. Один из дисков неподвижен, а другой вращается вокруг некоторой оси, благодаря чему группа подвижных стержней проходит мимо
группы неподвижных на возможно более близком расстоянии от них. Все шестнадцать стержней обмотаны тремястами двадцатью фунтами медной проволоки толщиной в одну с четвертью линии; концы обмоток соединяются с полюсами гальванической батареи. Масса вращающейся со скоростью шести футов в секунду части машины доходит до 50 фунтов, что дает весьма значительную живую силу.
Полезная работа этого аппарата, измеренная прибором, аналогичным тормозу Прони, эквивалентна работе поднятия груза в 10—12 фунтов на высоту в один фут в секунду»
Успешная работа этой машины обусловлена удачной конструкцией жиротропа или коммутатора, осуществляющего перемену полюсов восемь раз за один оборот, т. е. восемь раз в 1/2 или 3/4 секунды (обычная скорость вращения машины), если раствор батареи состоит из слабо подкисленной воды, при которой едва заметно выделение газа» [Л. 4, стр. 111].
Предложенная Якоби конструкция была еще далеко не пригодна для практического использования. Понадобилось около четырех лет настойчивых изысканий, чтобы объявить о практической пригодности выдвинутой идеи. Тем не менее Якоби уже в кратком сообщении Парижской академии наук отмечает преимущества и выгоды, получаемые от применения электродвигателя. Имея в руках далеко еще не совершенную модель, он обращает внимание на дефекты паровой машины, от которых свободен новый двигатель. Одним из главных достоинств электродвигателя, подчеркивает Якоби, является то, что «машина эта дает непосредственно постоянное круговое движение, которое гораздо легче преобразовывать в другие виды движения, чем возвратно-поступательное движение» [Л. 4, стр. 114].
Не все наблюдения и выводы Якоби были верны. Так, например, он писал: «Магнитная сила действует во всех направлениях, не встречая препятствий в то время, как сила тяжести имеет препятствие в виде земной поверхности. Наконец, чтобы коротко определить всю
значительность новой силы, можно сказать: в электрической машине скорость не стоит денег» [Л. 4, стр. 113].
В дальнейшем Якоби был более осторожен и таких решительных выводов не делал. Технико-экономическая характеристика электрической машины стала ясной только значительно позже. Сам Якоби писал в 1835 г. [Л. 5], что от многого ему пришлось отказаться, так как некоторые его объяснения были «поколеблены и опрокинуты».
Но в главном и основном он был непоколебим. Он был твердо убежден, что электричество—это та сила, которая призвана создать новый переворот в производственных процессах. В то время как многие изобретатели и конструкторы, работавшие одновременно с ним, предназначали свои предложения только для ограниченных целей, Якоби указывал «а возможность применения электромагнетизма для приведения в движение машин, т. е. для универсальных целей. Вспомним, что К. Маркс главной заслугой Дж. Уатта считал, что последний предназначал свою паровую машину, не для особых целей, а имел в виду «универсальный двигатель крупной промышленности» [Л. 7].
По широте взглядов и по глубине понимания тех физических процессов, с которыми ему приходилось сталкиваться, Якоби резко выделялся среди своих современников. Якоби был первый, кто понял, оценил и применил на практике выводы Г. С. Ома (1789—1854), исследования которого, как известно, долгое время не получали признания в ученом мире и были встречены даже враждебно.
Лишь около пятнадцати лет спустя после выхода в свет известного «Математического исследования гальванической цепи» [Л. 8] Ом был удостоен акта официального признания, получив от Лондонского Королевского общества в 1841 г. медаль Коплея. Якоби же еще до официального признания трудов Ома писал в 1835 г.: «Теория, предложенная Омом..., так проста и настолько хорошо согласуется со всеми явлениями, происходящими в гальваническом элементе, что я не колебался принять ее и положил в основу моих работ по конструированию моего магнитного аппарата» [Л. 4, стр. 159].
До приезда в Россию Якоби находился в стесненных обстоятельствах и опытами в области электромагнетизма мог заниматься урывками в весьма ограниченных размерах. Он писал об этом: «Я не мог продолжить свои опыты и даже должен был прекратить их на время» [Л. 4, стр. 231]. С переездом в Россию Якоби стал думать о реальном выполнении задуманных им планов.
В письме к министру просвещения и президенту Петербургской академии наук С. С. Уварову Якоби подчеркивает, «что надежда приблизиться к моей цели... носилась передо мною, когда я поступил на службу государству» [Л. 4, стр. 231]. Приехав в Петербург, Якоби лично передал Уварову составленную им записку и вместе с министром обсудил план действий, рассчитанный на пять лет. В этой же беседе был решен вопрос об окончательном переезде Якоби в Петербург с сохранением за ним должности профессора в Дерптском университете. К своей записке Якоби приложил цитированный выше мемуар «О применении электромагнетизма для приведения в движение машин» [Л. 5].
Страница 3 из 14«««1234567»»»
Опубликовано: 27 Ноября, 2014  23:28 Просмотров: 8337 Печать
Поделиться
Значки
Быстрый выбор издания
Поиск по сайту
Поиск по оглавлениям журналов