Борис Семенович Якоби

Роль Б. С. Якоби в развитии русской и мировой электротехники

«Если достигнутые в сфере науки результаты приносят пользу всему миру, то без сомнения тем большее значение они имеют для страны, в пределах которой результаты эти достигнуты... Культурно-историческое значение и развитие народов оценивается по достоинству того вклада,
который каждый из них вносит в общую сокровищницу человеческой мысли...
Нижеподписавшийся поэтому обращается с чувством удовлетворенного сознания к своей тридцатисемилетней ученой деятельности, посвященной всецело стране, которую привык считать вторым отечеством, будучи связан с нею не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личным чувством гражданина.
Нижеподписавшийся гордится этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России...»
Эти слова Б. С. Якоби [Л. 1] могут быть поставлены эпиграфом к очерку, посвященному его научной и инженерной деятельности.
В истории русской и мировой электротехники академик Борис Семенович Якоби занимает видное место. Можно без преувеличения сказать, что среди изобретателей, создавших современную электротехнику, одним из наиболее выдающихся исследователей был Якоби. Он отдал все свои
силы на то, чтобы воплотить научные исследования в области электричества в практически полезные изобретения.
Вместе с тем Якоби не были чужды и чисто теоретические изыскания. Имя его неразрывно связано с историей электротехнического образования в России, с историей Академии наук, где в течение почти сорока лет осуществлялись его труды, относящиеся к электротехнике и к той области науки, которую ныне называют технической физикой.
Развернув свою деятельность в масштабах, невиданных до того ни в России, ни за границей, Якоби пришлось испытать косность и недальновидность бюрократических верхов царской России. На склоне лет, подводя итоги своей деятельности, принесшей так много ценного благодаря поддержке и содействию передовых русских ученых, Якоби с горечью должен был отметить, что «не может не остановиться с сожалением на грустной мысли, что во многих важных случаях обстоятельства предоставлял» только возможность инициативы, но не способствовали, полнейшему осуществлению пламенного желания дать научным работам такое развитие, чтобы Россия могла в этом отношении, не прибегая к помощи заграничной техники, сама стать научным и промышленным центром, к которому остальные народы и страны должны были бы обращаться, как к источнику новых научных путей и практических применений» [Л. 1].
Эта мечта не могла быть осуществлена в общественно-политических условий царской России.

Изобретение электродвигателя

Проблема электродвигателя возникла тотчас же, как только было открыто явление электромагнитного вращения, когда Фарадей в своем трактате «О некоторых новых электромагнитных движениях и о теории магнетизма» [Л. 3], датированном сентябрем 1821 г., показал, что «проводник имеет стремление вращаться вокруг магнитного полюса, а полюс вокруг проводника».
Как только были созданы первые удачные лабораторные конструкции электродвигателя, в научной прессе заговорили уже о новой эре, которую несет с собой новый двигатель. Вот что писал, например, редактор American Journal of Science and Arts E. Силиман в 1837 г.: «Наука совершенно неожиданно дала нам в руки новую силу большой, но не знакомой еще нам энергии. ...При помощи самых простых средств—соприкосновения металлических поверхностей малых размеров, при помощи слабых химических реактивов возникает загадочным образом энергия, рассеянная повсюду в природе, непознаваемая нашими чувствами; эта энергия увеличивается еще более загадочным путем, перемещаясь в изолированной проволоке, увеличивается в тысячи и тысячи раз, пока не проявляется с невероятной силой; между ее зарождением и полной зрелостью нет промежутка: ребенок сразу рождается гигантом.
Со времени открытия всемирного тяготения и структуры небесной системы не было ничего более чудесного, чем энергия, порождаемая гальванизмом» [Л. 4, стр. 261 - 262].
Немало других столь же восторженных высказываний встречалось на страницах газет и журналов того времени. Однако, только наиболее осторожные исследователи были в состоянии трезво оценить положение, понимая, что для создания нового двигателя необходимы еще не только огромные усилия изобретателей, но и чисто научные изыскания. К таким исследователям принадлежал и Б. С. Якоби, предложивший наиболее удачную по тому времени конструкцию электродвигателя.
Постройкой «магнитного аппарата», как называл вначале Якоби свой двигатель, он занялся в мае 1834 г. Но «мыслью о применении новой силы в механике» Якоби был занят уже в течение нескольких предшествующих лет. В течение долгого времени он, как и многие другие пионеры в области электродвигателя, был в плену представлений, связанных с конструкцией паровой машины, которая основана на принципе возвратно-поступательного движения. В ранней истории электродвигателя встречается ряд предложений, основанных на этом принципе. От него не могли отказаться не только те, кто строил свои аппараты для лабораторных целей, но и те ученые-изобретатели, которые своими изысканиями преследовали и производственные цели. Можно указать на такого видного деятеля в этой области, как, например, Ч. Пэдж, предпринявший, как и Якоби, опыты в широких масштабах, пользуясь государственными субсидиями. Этот ученый в 1845 г. все еще настаивал на применении в электродвигателе возвратно-поступательного принципа [Л. 4, стр. 490].

Страница 2 из 14«««123456»»»
Опубликовано: 27 Ноября, 2014  23:28 Просмотров: 8332 Печать
Поделиться
Значки
Быстрый выбор издания
Поиск по сайту
Поиск по оглавлениям журналов